Евангелизация в условиях цифровых технологий

ОТВЕТ:

Наиболее полным документом Церкви, в котором говорится о цифровых технологиях, является послание Папского совета по социальным коммуникациям «Церковь и Интернет», обнародованное в 2002 году. В нем, в частности, утверждается, что, поскольку  «благовествование людям, погруженным в культуру средств социальной коммуникации, требует внимательного изучения особенностей самих этих средств коммуникации, Церковь призвана постичь Интернет». Это необходимо для общения с людьми, особенно с молодежью, которая увлечена новыми технологиями, а также для того, чтобы «пользоваться ими наилучшим образом».

В документе Папского совета отмечается, что Интернет, как и все другие средства коммуникации, «предлагает важные преимущества» с религозной точки зрения. Во-первых, они помогают распространять новости о событиях, идеях и о людях, связанных с религией. Во-вторых, они «являются средством евангелизации и катехизации». В-третьих, помогают людям, которые не имеют возможности выходить из дома. Наряду с этими преимуществами в тексте указаны преимущества собственно Интернета: «Эта система дает возможность непосредственного и немедленного доступа к важным религиозным и духовным источникам, к крупным библиотекам, музеям и местам культа, к документам учительства, творениям святых отцов и учителей Церкви, к вековой религиозной мудрости». Интернет обладает драгоценной способностью преодолевать расстояния и изоляцию, позволяя завязывать контакты между людьми доброй воли, которые составляют виртуальные общины веры с тем, чтобы нести друг другу помощь и ободрение. Церковь может оказать важное служение католикам и некатоликам, выбирая и передавая полезные данные через Интернет».

Интернет может стать важным инструментом для реализации различных церковных программ евангелизации, новой евангелизации и миссии ad gentes, христианского воспитания, апологетики, управления и некоторых форм духовного и пастырского руководства, говорится далее в документе Папского совета по социальным коммуникациям. 

Хотя виртуальная реальность не может заменить межличностную общину, Таинства Литургию и непосредственное возвещение Евангелия, отмечается в тексте документа, она может помочь верующим более полноценно переживать опыт веры. Интернет – это также способ общения Церкви «с отдельными группами молодежи и взрослых, с пожилыми и теми, кто не могут выходить из дома, с теми, кто живут в отдаленных районах, членами религиозных организаций, с которыми невозможно связаться иначе». 

Этот документ Папского совета по социальным коммуникациям был подписан 22 февраля 2002 года, а 22 мая того же года было обнародовано Послание Папы Иоанна Павла II по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций на тему «Интернет: новый форум для провозглашения Евангелия». Святой Папа Войтыла сравнивает в нем Интернет с Римским форумом, где «осуществлялась политика и велись дела, где исполнялись религиозные предписания и проходила значительная часть общественной жизни города, где человеческая природа проявляла свои лучшие и худшие стороны». 

Говоря об Интернете, Папа утверждает, что «Церковь приобщается к этому средству с реализмом и доверием. Как и другие способы коммуникации, он является средством, а не самоцелью». 

Эти два послания – Папы Иоанна Павла II и Папского совета по социальным коммуникациям, - восходящие к 2002 году, хронологически отнюдь не являются первыми, которые затрагивают тему цифровой коммуникации.

Еще в 1990 году Иоанн Павел II посвятил свое послание на Всемирный день коммуникаций теме «Христианское послание в современную иформационную эпоху». В нем речь идет о «компьютерной телекоммуникации», по отношению к которой – пишет Папа, ссылаясь, в духе преемственности учительства Церкви, на пастырскую конституцию Gaudium et spes и на пастырское руководство Communio et progressio, - Церковь «не держит дистанцию и от которой отнюдь не собирается изолироваться». 

В этом послании Папа Войтыла перечисляет конкретные способы применения «компьютерной телекоммуникации» в деятельности Церкви: это сбор информации на обширных носителях, позволяющий непосредственно приобщаться к наследию Церкви и ее учительству, к Священному Писанию, к наставлениям великих учителей духовности и т.д..

Двадцать лет спустя, в 2010 году, Папа Бенедикт XVI посвятил свое Послание на Всемирный день социальных коммуникаций священникам, поскольку это был Год священства. Папа Бенедикт пишет о «новых возможностях для служения Слова и служение Слову» посредством цифровой коммуникации, открывающих проcтранство для новых форм диалога. Папа утверждает: «Пути коммуникации, открытые техническим достижениям, уже стали незаменимыми». Цифровой мир расширяет пастырскую ответственность пресвитера, который призван «ставить масс-медиа на служение Слову». 

Папа Ратцингер перечисляет риски, с которыми священник может столкнуться на этом пути. В основном это «потребность лишь выразить себя и ошибочное восприятие Сети только лишь как проcтранства, которое нужно занять». Пресвитеры – пишет Папа – должны «уметь присутствовать в цифровом мире с непоколебимой верностью евангельскому посланию» и «возвещать Евангелие, пользуясь, наряду с традиционными средствами, помощью нового поколения аудиовизуальных средств (фото, видео, мультипликации, блогов, веб-сайтов), которые предоставляют беспрецедентные возможности для диалога и полезный инструмент евангелизации и катехизации».

Автор сегодняшнего вопроса шутливо добавил к нему дополнительный вопрос: обязал ли Папа духовенство вести блог в Интернете? Так вот, в этом документе Бенедикт XVI как раз дает ответ на этот вопрос. Святейший Отец не говорит об «обязанности» пресвитера присутствовать в цифровом пространстве, но утверждает, что именно пресвитер, «человек Божий», является «наиболее подходящим» лицом для того, чтобы «развивать и применять на практике» пастырство в цифровом пространстве. В этом послании звучит «приглашение с мудростью отнестись к отдельным возможностям, предоставляемым современной коммуникацией». 

В 2013 году Папа Бенедикт XVI в Послании на Всемирный день социальных коммуникаций развивает тему евангелизации в цифровом пространстве на примере социальных сетей. «Социальные сети: врата истины и веры, новые пространства евангелизации»: так озаглавлено это послание, датированное 24 января 2013 года.

К каким новым формам евангелизации привели все эти наставления? Принимая во внимание риск, о котором говорит Папа Бенедикт, - риск присутствия только с целью самовыражения или восприятие Интернета как «места, которое можно занять», - можно отметить возникновение такой формы евангелизации, как краткие послания, например, в «Твиттере» и других социальных сетях. Кроме того, несомненно, евангелизация в форме непрерывного и живого диалога – это не только наследие древних святоотеческих диалогов и апологетических бесед, но и очевидное "завоевание" цифровой эпохи. 

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх