«Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»
В других переводах, в том числе Вульгате, в итальянской Библии и в некоторых русскоязычных переводах с греческого, этот отрывок из Евангелия от Матфея звучит иначе. Например, в переводе Российского библейского общества «Радостная весть» эта фраза звучит следующим образом: «Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить вечную жизнь? - Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр, - ответил ему Иисус». Точно так же переданы эти слова Иисуса и в других переводах: по сути, Иисус замечает юноше не то, что он называет Его благим, а что он называет благом, добром то, что не является Богом. Один только Бог благ, потому что Он – источник всякой благости, и все благо, которое есть в творении, исходит из Его сердца и изливается в сердца человеческие благодатью, истиной, мудростью, милосердием. Ничего из добра, присущего человеку, не исходит от него самого, - оно исходит от Бога. Разговор с юношей, который хочет войти в жизнь вечную, заканчивается печально: юноша помрачнел и отошел, поскольку слова Иисуса «продай все свое имущество и отдай его нищим» показались ему невыполнимыми. На самом деле, указывая на то, что один только Бог благ, Господь хочет сказать юноше, что он любит свои блага больше, чем единственное стоящее того Благо.
Параллельный отрывок из Евангелия от Марка (10,17-18) в переводе «Радостная весть» звучит так: «Добрый учитель, что мне делать, чтобы получить вечную жизнь? – Почему ты называешь Меня добрым? – сказал Иисус. – Один Бог добр». В этих словах Иисус как будто смещает внимание к Себе на Бога, потому что главное в этом разговоре – исполнение воли Божьей, осуществление замысла Отца.
В различных комментариях к этому отрывку отмечается, что, возражая юноше по поводу того, что он назвал Его благим, Иисус на самом деле присваивает Себе это свойство Бога – благость, доброту. Таким образом, смысл Его возражения таков: ты называешь Меня благим, но благ только Бог, - значит, ты обращаешься ко Мне не как к учителю, а как к учителю благому, имеющему равное достоинство с Богом. То есть эти слова относятся к откровению Христа о Своем Богосыновстве.
Этим возражением – что один только Бог благ – Господь хочет также сказать, что человек, желающий доброго, желающий творить добро, должен черпать это благо от Отца. Но никто не может черпать от Отца, если не через единственного посредника благодати, Сына Его единородного Иисуса Христа. Именно через Него приходит всякое благо на землю, и Он – источник вечной жизни, к которой стремится юноша из этого евангельского повествования.
В этом небольшом диалоге о благости и о благе мы видим, что есть благо посредственное и благо наивысшее. Отец Небесный послал к нам Своего сына, чтобы Он показал каждому человеку, что есть наивысшее благо на земле и на небе. Господь способен преобразить всякое земное благо в благо небесное. Земное имущество может исчезнуть в одно мгновение, а небесное благо остается навеки.