Совместимы ли Библия и теория Дарвина?

ВОПРОС:

Совместимы ли теория Дарвина и Библия?

ОТВЕТ:
Если под теорией Дарвина понимать не мысль одного конкретного автора, а эволюционизм в целом, то речь идет об учении о прогрессивном развитии Вселенной и отдельных её секторов. Вдохновителем эволюционизма стал Чарльз Дарвин, однако он ограничил своё учение биологической сферой, с целью объяснить происхождение разнообразных видов от немногочисленных первоначальных организмов. В философии же первым, кто применил принципы эволюционизма, был Герберт Спенсер. Он видел в эволюционизме принцип, применимый ко всей реальности и научной системе.

Надо заметить, что по сей день эволюционизм не находит полного консенсуса среди самих ученых. Они утверждают, что он пока еще не предоставил убедительных доказательств, но прежде всего проблема в том, что он не способен объяснить «человеческий феномен».

Тем не менее эволюционистские гипотезы не находятся в противоречии со Священным Писанием, - ведь Книга Бытия не следовала научным критериям.

Уже в 1909 году Папская Библейская комиссия утверждала: ««В написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение, соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю научного языка».

Таким образом, теорию Дарвина вполне можно согласовать со священным текстом, но при одном условии: признавая, что в момент появления человека, наделенного нематериальной душой, имело место прямое вмешательство Бога, Который сотворил душу человека.

В 1996 году, обращаясь к Папской академии наук, Папа Иоанн Павел II писал, что контрасты между вероучением и научной теорией, принимающей гипотезу эволюции, не являются непреодолимыми, поскольку некоторые положения разделяются обеими сторонами. Папа Войтыла ссылается на энциклику Пия XII «Humani generis»: «Нет противоречия между эволюцией и доктриной веры о человеке и его призвании, при условии, что мы соблюдаем некоторые положения».

Учитывая состояние научных изыканий той эпохи и потребностей богословия, энциклика «Humani generis» рассматривала доктрину эволюционизма как серьезную гипотезу, заслуживающую изучения и внимательного размышления, - точно такого же, как и противоположная гипотеза. Пий XII говорил также о двух методологических условиях: что эту гипотезу не следует воспринимать как точную и доказанную доктрину, а также   не следует утверждать, что можно обойтись и без Откровения, трактуя содержащиеся в этой теории вопросы. 

Человек наделен разумом, позволяющим ему иметь высшее знание о мироздании и войти в отношения познания и любви с Богом. Святой Иоанн Павел II напоминает, что человек с самого начала был задуман в виду воскресшего Христа. И если тело человека происходит от материи, которая существовала и до него, то душа – духовная составляющая - создана непосредственно Богом. Поэтому такая теория эволюции, которая считает дух проистекающим от сил живой материи или неким побочным феноменом этой материи, несовместима с истиной о человеке и неспособна дать основание достоинству человека. Как пишет Иоанн Павел II, в человеке мы видим «онтологический скачок». Он утверждает: «Наука наблюдения описывает и измеряет с растущей точностью многообразные проявления жизни и помещает их на линию времени. Момент перехода к духовному не является предметом подобных наблюдений, однако его возможно обнаружить на экспериментальном уровне целым рядом ценных признаков специфичности человеческой природы». 

Раз Бог создал человека из уже существующей материи, вдохнув в него душу, то Он преобразил и саму материю. В этом и заключается онтологический скачок: он касается не только вдыхания души, но и преображения самого тела, которое в тот момент стало телом человека. Человек был сотворен в состоянии первоначальной святости, которое затем было нарушено. 

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх