Женщины в жизни священников
Этой темой слишком долго пренебрегали, - пишет в редакционной статье Джулия Галеотти, - пренебрегали из-за недоверия, невежества или страха, а иногда и женоненавистничества. Между тем, взаимоотношения между священниками и женщинами играют большую роль в христианской общине, если они представляют собой плодотворную встречу, способствующую росту и духовной зрелости. Почему же духовенство до сих пор иногда воспринимает женский пол как проблему, как опасное присутствие для призвания, а не как богатство? – задается вопросом редактор.
В постсинодальном послании Папы Иоанна Павла II Pastores dabo vobis, написанном уже в далеком 92-м году, подчеркивается, что священника характеризует главным образом реляционность, выстраивание отношений. Но это невозможно, если человек не встречает других людей, причем на равных.
Тема отношений между священниками и женщинами на страницах газеты раскрыта с разных сторон. Несколько больших статей посвящены участию монахинь в воспитании и образовании семинаристов: свидетельство сестер из конгрегации Дочерей Святого Иосифа, для которых воспитание священников уже стало главной миссией, и рассказ о сестре Нимфе Эборе, преподающей библеистику семинаристам на Филиппинах. Сообщается также, что новым ректором Папского университета Саламанки стала женщина-мирянка.
Не совсем с обычной стороны раскрывает личность известного богослова Тейяра де Шардена автор очерка «Тейяр и женщины». Сразу после священнического рукоположения французский богослов пережил первую любовь – к кузине Маргарите Тейяр-Шамбон, сыгравшей большую роль в формировании его взгляда на женственность. Маргарита была «той самой силой, в которой он нуждался для вызревания и окончательной организации своих идей», - пишет биограф де Шардена Урсула Кинг.
После Маргариты были другие женщины, с которыми де Шарден завязывал глубокие отношения, - всегда воспринимая их в призме любви к Богу, к Которому и устремлялась эта любовь. Любовь к женщине для Тейяра де Шардена всегда включала троих: мужчину, женщину и Бога. Именно так он переживал и еще одну историю: дружбу со скульптором Люсиль Суон. Эти отношения угасли потому, что де Шарден желал следовать идеалу девственной любви, в которую включен Бог, в то время как Люсиль желала большего. «Дружба – это, несомненно, высшая форма любви и самая сложная, - писала Люсиль. Мои женские инстинкты сильны, и трудно научиться управлять этой любовью». После Люсиль, когда Тейяр уехал в США, он подружился с Родой де Терра, женой друга-палеонтолога. Она ухаживала за ним во время болезни и вызвала ревность Люсиль.
Кроме этих женщин, в жизни Тейяра де Шардена были и другие, но он всегда оставался тверд в своем убеждении, что именно девственная любовь является высшей стадией человеческой любви.
В этом номере газеты «Женщины, Церковь, мир» предложены и две рецензии на известные и провокационные роман и фильм. В романе Коллин Маккалоу «Поющие в терновнике», пишет рецензент, священство показано в большей мере как престижная карьера, а не миссия и призвание, и более подлинной оказывается любовь женщины к священнику, чем его любовь к ней. В итальянском фильме «Жена священника» - в главной роли София Лорен – тема целибата священников раскрыта настолько поверхностно, что авторам не остается ничего, кроме как показать его крах. Хотя автор рецензии отмечает искусный сюжет и тонкий юмор.