В чём смысл страданий животных?
ВОПРОС:
В чем заключается смысл страдания животных? Разумеется, я имею в виду физические страдания, хотя, наверное, есть и другие: ведь некоторые животные плачут от утраты детеныша. В чем провинились животные? Христос приобщил людей к Своему Воскресению. А животные ради чего страдают?
ОТВЕТ:
Как следует из Священного Писания, в состоянии, предшествовавшем первородному греху, ни одно животное не питалось плотью другого животного. Вот что рассказывается в Писании по поводу первоначального сотворения животного мира: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт 1,29-30).
Таким образом, умиротворенность земного рая охватывала и животных. Только после первородного греха, точнее, после Потопа, Бог дает человеку всех зверей в пищу: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт 9,2-3).
Таким образом, страдания животных могли появиться после первородного греха. Адам был поставлен Богом как владыка над всем творением. Всё подчинялось ему и всё пребывало в мире. Грех нарушил эту гармонию. Впав в непослушание Богу, Адам сразу же испытал на себе последствия своего непослушания. Его тело стало непокорным духу и непослушным самому себе, поскольку оно стало испытывать страдания и болезни. И земля, все мироздание выходит из послушания человеку: земля сопротивляется его труду. Даже животные взбунтовались против него и друг против друга. Они тоже разрушаются, как и их властелин, и они также начинают страдать.
Страдания животных – это для человека постоянное напоминание о драматических последствиях его греха, это напоминание не оскорблять Бога и призыв к покаянию.
Помимо этого, жертвоприношения животных в храме были прообразом Христовой жертвы, и точно так же страдания животных вызывают жажду искупления, которого, по словам апостола Павла, ожидает все творение. В то же время эти страдания являются отголоском того страдания, что принесло нам спасение, отголоском искупления, за которое Христос заплатил дорогой ценой Своей жизни, чтобы вернуть нам единство с Богом и чтобы освободить из-под власти дьявола.
Мы призваны смотреть на мироздание как на реальность, израненную грехом, но по-прежнему исполненную Божественной славы. Как мы поем в Серафимской песни: «Полны небеса и земля славы Твоей».
Таким образом, даже страдания животных не напрасны. Для тех, кто устремляет взгляд за пределы видимого, они служат постоянным назиданием.