ВТОРОСТЕПЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ?

Если вы зайдете в книжный магазин в отдел духовной литературы и попросите продать вам Библию, вы почти наверняка обнаружите, что представленные вам издания будут отличаться друг от друга. Речь идет не о цвете обложки, шрифте или наличии комментариев, а о более существенном моменте — в некоторых изданиях в Ветхом Завете будет на целых одиннадцать книг больше, чем в других. Вторая и третья книга Ездры, Книга Товита, Книга Премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха и три книги Маккавейских будут присутствовать в одних (католических и многих православных) изданиях и отсутствовать в других.

При этом католик скажет вам, что вы держите в руках полную Библию, богодухновенное Писание, православный, скорее всего, назовет эти одиннадцать книг «неканоническими» и скажет, что они полезны, но не имеют такого важного значения, как «канонические», а протестант или назовет их апокрифами, или просто недовольно поморщится. В чем же дело? Почему в вопросе о богодухновенности некоторых книг Священного Писания возникают такие сильные разногласия? Для того чтобы понять это, необходимо обратиться к истории.

Как известно, изначально не существовало списка богодухновенных книг как такового. Одной из важных вех в формировании канона явилось появление Септуагинты, «перевода семидесяти двух старцев» — старейшего из известных нам переводов Ветхого Завета на греческий язык. Произошло это в Александрии, около третьего века до Р.Х. Достоверно известно, что Септуагинта была принята и использовалась многими иудейскими общинами того времени как священный текст, несмотря на то, что многие другие (последователи раввинистической традиции) ее отвергали. Причиной отвержения служило то, что в Септуагинту были включены книги, списки которых на еврейском языке либо были утеряны, либо отсутствовали вовсе. Среди Отцов Церкви и раннехристианских авторов существовали разные мнения по поводу богодухновенности отдельных книг Ветхого Завета, однако Церковь, говоря устами Соборов, приняла Канон Ветхого Завета в том виде, в котором мы имеем его сейчас.

Можно достаточно определенно утверждать, что и Христос, и апостолы признавали Септуагинту (в Новом Завете присутствует около 350 цитат из нее). Септуагинта была Священными Писаниями первых христиан. Канон же Священного Писания в его нынешнем виде окончательно был утвержден Церковью на Тридентском Соборе в том виде, в каком он сейчас представлен в современных изданиях Библии в Католической Церкви. Тогда-то Сикстом Сиенским, католическим ученым-библеистом, и был введен термин «второканонические» для обозначения книг, которые некоторое время являлись предметом споров, но в конце концов были утверждены в качестве канонических. Понятно, что этот термин ничего не говорит нам о степени богодухновенности той или иной книги, а лишь указывает на время признания ее канонической.

Предположим, у вас есть шкатулка с драгоценностями, доставшаяся вам по наследству. Среди ярких и сверкающих камней, каждый из которых стоит немалых денег, лежит несколько невзрачных камешков. Вы показываете их своим друзьям, и некоторые из них говорят вам, что эти камни явно попали в шкатулку по ошибке. Но вот среди ваших знакомых оказывается ювелир, который, посмотрев на камни, говорит, что они драгоценные и имеют не меньшую ценность, чем остальные. Неужели после этого вы будете считать их менее ценными лишь потому, что узнали об их истинной ценности позже? Точно так же христианин должен относиться ко второканоническим книгам с не меньшим благоговением и почтением, чем к первоканоническим.

 

http://gaudete.ru/deuterocanonical/

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх