Рубрика "Трудные вопросы"
ВОПРОС:
Что символизируют свечи, которые зажигаются при индивидуальном и общинном служении?
ОТВЕТ:
Первое, что сотворил Бог, – гласит Священное Писание, - это свет. На протяжении всей Библии свет остается символом духовной реальности.
Иисус Христос и апостолы открыли нам всю полноту символического значения света. Иисус сказал: «Я – свет миру» (Ин 8,12). Он сказал также Своим апостолам: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5).
Именно поэтому в своей литургии Церковь часто использует свечи, придавая им важное значение: это и большая пасхальная свеча, которую несут в процессии и помещают в купель или возле гроба с усопшим, как образ воскресшего Христа, и свеча, полученная во время совершения Таинства Крещения и используемая в других Таинствах, свечи, зажженные на алтаре, лампадка перед образом Пресвятой Девы Марии и святых, светильник перед дарохранительницей.
Опишем вкратце значение этих свечей.
Пасхальная свеча обычно большого размера и украшена росписью. Она зажигается в Пасхальную ночь, в то время как диакон воспевает то, что символизирует эта свеча. Пасхальная свеча находится в центре всех богослужений вплоть до Вознесения. Своим ярким, хорошо заметным в храме светом она возвещает и символизирует присутствие воскресшего Христа, и ее пламя провозглашает невероятную новость: «Я снова с вами!». Как Христос в пасхальной жертве, свеча сгорает перед Богом до конца.
«Мы молим Тебя, Господи, - поется в Провозглашении Пасхи, - пусть эта свеча, освященная во славу имени Твоего, продолжает гореть не угасая, чтобы рассеять мрак этой ночи. И пусть она, принятая, как приятное благоухание, соединится с небесными светилами. Пусть ее пламя сияет до той поры, когда его встретит Утренний Свет, солнце незакатное – Христос, Сын Твой, Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом человеческий род».
Когда на Вознесение гасят пасхальную свечу, она переносится к крещальной купели и зажигается вновь при каждом Крещении в знак новой жизни по благодати, даруемой в Таинстве Крещения.
Пасхальная свеча ставится также возле гроба покойного в обряде погребения, что выражает нашу веру в воскресение, основанную на воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
С древних времен обряд крещения предусматривал передачу новокрещеному зажженной свечи. В сопровождавшей этот ритуал молитве подчеркивалось ее тройное символическое значение: во-первых, христианин должен обрести свет собственной духовной жизни – по словам Господа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8,12). Сам крещеный теперь призван стать светом для мира, согласно сказанному Господом: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5, 14). Наконец, христианин становится этим светом только когда он ведет жизнь деятельного свидетельства: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
В новом обряде крещения свеча передается восприемникам или родителям новокрещеного, и тем самым подчеркивается, что все вышеперечисленное верующий не сможет реализовать в одиночку, но только в лоне и с помощью Церкви. Свеча может передаваться также самому принявшему Таинство Крещения. Затем он приглашается принести ее в Пасхальную ночь, чтобы обновить своё исповедание веры.
Крещальную свечу принято приносить в храм и во время принятия некоторых других Таинств, когда мы возобновляем веру, исповеданную при Крещении. Такой же смысл несут в себе и свечи, зажигаемые на алтаре перед совершением любого богослужения.
Зажигая свечу перед священным образом, перед иконой, мы сопровождаем этот жест молитвой Господу или молитвой о заступничестве Богородицы и святых и продлеваем нашу молитву: пламя свечи символизирует эту непрерывность молитвы. Иногда, зайдя в храм, мы хотели бы остаться в нём на какое-то время, но не можем: тогда, зажигая свечу, мы как бы оставляем её в знак нашего молитвенного присутствия.
Кроме того, зажженная свеча обозначает исповедание веры: мы оставляем этот знак, даём свидетельство нашей веры, чтобы побудить и других к молитве и вере.
Зажжённая свеча обозначает также просьбу, обращенную к Господу, о какой-либо особой милости, о благословении и защите. Как правило, зажигая свечу, мы оставляем небольшое пожертвование – это наша маленькая личная жертва, которая призвана напоминать нам, что каждая молитва, каждая просьба о помощи Господа должна сопровождаться и делами. Молясь о получении благодати, мы должны своей жизнью и делами быть расположенными к обретению этой благодати. Оставляя пожертвование, мы лишаем себя чего-то, отдавая это Господу. Но, разумеется, мы зажигаем свечу и оставляем пожертвование не в обмен на получение милостей, - которые во много раз превышают и наши ожидания, и наши жертвы, - а в знак нашего упования на Господа, в знак нашего почитания Пресвятой Девы Марии и святых, о ходатайстве которых мы молимся. Милости, которые подаёт нам Господь, многократно превосходят то, о чём мы просим, - хотя иногда это становится очевидным далеко не сразу.
Лампада, зажженная перед дарохранительницей, символизирует присутствие реального, живого Иисуса Христа. Она воспевает песнь любви к Спасителю, дарующему нам Себя в Хлебе жизни.
Как в Ветхом Завете перед Ковчегом завета горел светильник, так и сегодня во всех наших храмах неугасающий свет напоминает, что здесь пребывает Сын Божий, несущий любовь и пробуждающий любовь в наших сердцах.
Лампада перед дарохранительницей не угасает потому, что мы никогда не должны покидать Господа: это пламя продлевает наше поклонение Ему даже когда мы выходим из храма. Оно символизирует и евангельское увещание «молитесь непрестанно», чтобы мы всегда бодрствовали в своем сердце. В этом смысле свет лампады означает и нашу душу, никогда не отдаляющуюся от Иисуса Христа.
Завершим наши размышления словами блаженного Папы Павла VI: «Церковь, в которой сияет дух Христов, подобна зажженному светильнику».