Рубрика "Трудные вопросы"

ВОПРОС: каждый раз, когда я иду на исповедь, я сомневаюсь, правильно ли каюсь в своих грехах. Не могли бы вы дать точную схему, что и как говорить, как называть свои грехи, насколько углубляться в подробности?

ОТВЕТ: существует очень много схем испытания совести, которое мы проводим, готовясь к исповеди. Напомним, что исповедание тяжких (смертных) грехов обязательно, исповедание же повседневных (обыденных) грехов факультативно, но желательно. Нет какой-то единой схемы.

В исповеди необходимо перечислять все смертные грехи, которые мы помним, их число (хотя бы примерное) и вид. Говорить нужно предельно ясно и без лишних слов, не углубляясь в детали, но указывая на те обстоятельства, которые меняют вид и тяжесть греха, - не углубляясь в подробности. Например, недостаточно сказать о гневе, если в гневе мы подняли руку на человека. И если этот человек – мать или, скажем, священнослужитель, то об этом тоже следует сказать, поскольку гневаясь мы грешим против ближнего, нанося ему обиду, а поднимая руку, мы грешим против его неприкосновенности, но в случае матери мы согрешаем еще и против заповеди о почитании родителей, а в случае священника – совершаем и святотатство.

Опять же, если мы оклеветали ближнего, навредив его репутации, то недостаточно сказать «осуждал», - нужно назвать грех своим именем, поскольку сознательная клевета – это смертный грех.

По поводу различения между смертными и повседневными грехами, можно обратиться к нашим предыдущим вопросам, в которых мы многократно затрагивали эту тему.

Напомним, что на исповеди обязательно каяться в таких смертных грехах (совершенных сознательно и при согласии воли), как: участие в спиритических сеансах, обращение к гадалкам, магам и целителям; богохульство; пропуск Святой Мессы без уважительной причины в воскресенье и предписанные праздники; причащение без предварительного исповедания смертных грехов; умалчивание смертных грехов на Исповеди; совершение аборта или совет сделать аборт; употребление наркотиков, пьянство; грехи против целомудрия – наедине с собой или с другими людьми (перечень этих грехов можно найти в Катехизисе Католической Церкви); намеренный просмотр безнравственных зрелищ и журналов; клевета на ближнего.

Исповедание повседневных грехов не является обязательным, но желательным. При испытании совести следует ответить себе на такие вопросы: не отлыниваю ли я от молитвы? Уделяю ли я внимание своей духовной жизни, стремлюсь ли к святости? Выполняю ли обещания, данные Богу? Был ли я причиной страданий для моих родителей, супруга, детей? Отношусь ли с уважением к родителям, к старшим, исполняю ли свои обязанности в учебе и на работе? Отношусь ли с любовью к своим близким? Прощаю ли обиды, избегая мести? Борюсь ли я с нечистыми помыслами и фантазиями? Целомудрен ли мой язык? Уважительно ли я отношусь к чужому имуществу? Не стремлюсь ли к нечестной прибыли? Осуждаю ли я других, сею ли разногласия и ссоры? Не лгу ли я? Не отношусь ли к людям с подозрительностью и предубеждением? Был ли я скромным и целомудренным в своем поведении? Не смотрел ли на других людей с похотью? Не завидую ли я чужим благам? Не относился ли к другим с чувством превосходства и гордыней?

Напомним также порядок совершения Таинства Примирения. Сначала необходимо сказать священнику, сколько времени прошло с последней Исповеди. Затем необходимо перечислить все смертные грехи и потом – все остальные, насколько позволяет память. В конце кающийся, как правило, произносит акт сокрушения. В любом случае, если мы не знаем, как подходить к Исповеди, достаточно попросить священника о помощи, и он сам задаст необходимые вопросы и подскажет порядок совершения этого Таинства.

На этом заканчиваем нашу сегодняшнюю передачу из рубрики «Трудные вопросы» и желаем, чтобы каждая Исповедь была для вас настоящим праздником прощения и примирения.

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх