Рубрика "Трудные вопросы"
20 июля, 2015г. radiovaticana.org:
ВОПРОС:
Анорексия – это сугубо медицинская проблема или это грех?
ОТВЕТ:
Проблемы, связанные с питанием, так называемые расстройства пищевого поведения, распространены гораздо больше, чем кажется большинству из нас. Возраст этих расстройств постоянно снижается; они охватывают не только девушек, но и юношей, а в более или менее очевидных формах – и взрослых. Основой лечения анорексии и других подобных расстройств является психотерапия, но в этот процесс вовлечены и врачи разного профиля – терапевты и эндокринологи, диетологи и психиатры, гастроэнтерологи и гинекологи.
Чтобы ответить на вопрос о нравственной оценке анорексии, мы обратились к тщательному исследованию на эту тему, опубликованному в научном журнале Академии Святого Альфонса, центра по изучению нравственного богословия и, в частности, биоэтики. Ее автор – священник Джованни Дель Миссиер, практикующий невролог и психиатр, - обобщает различные высказывания, доклады, исследования этого вопроса на медицинских и богословских симпозиумах.
Итальянский медик и богослов отмечает, что расстройства пищевого поведения прежде всего характерно для западных, благополучных стран, где особенно развиты высокие технологии. Растет число молодых, у которых отмечаются проблемы в отношении к еде, и их причины кроются в психическом дискомфорте и в проблемах межличностных взаимоотношений. Эти проблемы соматизируются через отказ от сохранения собственного веса. Феномен анорексии затрагивает не только состояние больного: это заболевание вовлекает всю семью и напрямую зависит от социального контекста и социальных моделей, серьезно обуславливающих возникновение и развитие этой патологии.
У больных анорексией отсутствует осознание тяжелых последствий, к которым может привести целенаправленное истощение. Для того чтобы дать более полный анализ нравственных аспектов анорексии, нужно понять ее причины. Современная психология выделяет несколько групп этих причин. Например, согласно сторонникам психодинамической модели, анорексия является индивидуальным психическим расстройством, при котором отказ от пищи приобретает символическое значение на фоне других аспектов и симптомов; в системной модели подчеркивается прежде всего семейное происхождение болезни – то есть анорексия возникает как следствие дисфункции взаимоотношений в семье; сторонникам медицинской модели основная причина анорексии видится в неправильном питании. Согласно поведенческой модели, анорексия является функциональным ответом на воспитание, и ее следует лечить «обратным воспитательным процессом». Логотерапевтическая модель подчеркивает волевое измерение субъекта и его ответственность. Есть также различные социологические модели. Например, феминистская, которая представляет анорексию как проблему, напрямую связанную с положением женщины в патриархальном обществе.
В любом случае, какими бы ни были факторы, они всегда закрепляют волю человека прекратить прием пищи. И это действие, вначале осознанное и добровольное, постепенно выходит из-под контроля, попадая в круговорот, из которого невозможно выкарабкаться самостоятельно.
Состояние больных анорексией необходимо рассматривать согласно каждому конкретному случаю. Многие из них оказываются безвольными узниками своего прошлого, жертвами среды и различных детских и подростковых травм. У других же больных, утверждает наш автор, можно выявить некоторую степень намеренности, волевого решения. В любом случае, анорексию на дальнейших стадиях развития следует отличать от ее начала, когда всегда присутствует некое нравственное зло, за которое человек может нести, а может и не нести ответственность. Это можно сравнить с наркоманией: на определенной стадии уже сложно говорить о грехе, поскольку у человека отсутствует воля для того, чтобы остановиться, - что не отменяет нравственной ответственности наркомана, который шаг за шагом делал свой нравственный выбор в пользу наркотиков. Но все же в случае анорексии трудно утверждать, насколько намеренно человек решает вначале вредить своему организму и подвергать риску свою жизнь. Отказ от пищи и другие действия, производимые страдающими анорексией для усугубления своего состояния, не представляются столь же явно греховными, как прием наркотиков.
Мы провели этот небольшой и, скорее, поверхностный анализ на основе глубокого и узкоспециального труда по нравственной теологии. В жизни приходится сталкиваться с конкретными людьми, страдающими анорексией, и вряд ли мы будем применять к ним столь же придирчивый анализ факторов и степени личной ответственности. Слово «грех» в применении к анорексии вряд ли уместен. Она может быть следствием греховных ситуаций, созданных самим человеком или его окружением. Как и любое другое зло в жизни человека, это – не только медицинская, но и духовная проблема. Столкнувшись с анорексией, родители, педагоги и медицинские работники призваны сделать все возможное, с любовью и милосердием, чтобы человек мог снова обрести физическое и духовное здоровье и построить свою жизнь заново.