Рубрика "Трудные вопросы"
13 июля, 2015г. radiovaticana.org:
ВОПРОС:
Как относиться, с точки зрения нравственности, к рисованию обнаженной модели на занятиях в художественном училище?
ОТВЕТ:
Тема обнаженной натуры довольно неоднозначна, поскольку речь идет не об изображении какого-либо предмета, но о человеке. Тело человека обладает совершенно определенным смыслом, поскольку оно выражает предназначение человека, призванного общаться и сообщать себя.
Обнаженное тело человека также имеет совершенно определенный смысл. Это признано всеми, поскольку обычно человек скрывает наготу от чужих глаз. Нагота содержит в себе измерение, которое выходит за пределы биологии и относится к сфере этики.
Наготу мы прикрываем потому, что она связана с сокровенным аспектом человека, с его мужественностью или женственностью. Мужское и женское начало обозначают не только репродуктивные способности, как у животных, но и способность отдавать себя уникальным и исключительным образом мужчине или женщине, с которым или с которой мы связаны узами брака. В браке мужчина и женщина живут друг с другом и друг для друга.
Переживание этой взаимной отдачи настолько интимно и лично, что в глазах посторонних оно неизбежно обедняется. Взгляд извне не может участвовать в той неповторимости и единственности, которая заключена в интимном общении супругов. Поэтому это общение инстинктивно скрывается от чужих глаз, ведь оно касается этой интимной сферы.
Частью такого общения являются детородные функции, - поэтому они скрываются, и они открываются лишь тому, для кого они облечены в смысл полной отдачи, которая происходит только в супружеской интимности.
Однако бывают чрезвычайные обстоятельства, которые вынуждают открывать наготу. Но речь идет не о выставлении напоказ наготы как таковой, а о необходимых действиях на благо человека. Это, например, происходит в кабинете у врача, во время хирургических операций и при уходе за больными. В определенной мере человек обнажается и на пляже: здесь тоже речь идет не о выставлении своего тела на всеобщее обозрение, а о купании и солнечных ваннах.
При обстоятельствах, описанных в вопросе о рисовании обнаженной натуры, с одной стороны, нагота открывается для того, чтобы развивать художественные способности учащихся. С другой стороны, продолжительный и регулярный показ полностью обнаженного тела не является абсолютной необходимостью, поскольку в педагогических целях можно работать и с искусственной моделью.
В 1981 году Папа Иоанн Павел II в одном из своих наставлений затронул как раз этот вопрос. «Человеческое тело в его наготе, - сказал Папа, - как проявление человека и как дар, то есть как знак вверения себя и отдачи другому человеку, осознающему этот дар и выбравшему ответ на него столь же персональным образом, становится источником особого межличностного общения. Именно в силу огромной ценности тела в этой системе межличностного общения превращение наготы тела – как элемента дара – в предмет, тему произведения искусства или аудиовизуального изображения – это проблема не только эстетического, но и этического плана.
На самом деле, этот элемент дара становится, можно сказать, заложником неизвестного воздействия и неожиданной реакции, и тем самым он, в определенной мере умышленно, подвергается угрозе стать анонимным объектом обладания, объектом злоупотребления. Истина о человеке, о том, что в нем особенно лично и интимно в силу телесности, создает четкие границы, которые недопустимо пересекать. Эти границы должны быть признаны и соблюдены художником, который из человеческого тела делает объект, модель или тему произведения искусства или аудиовизуальной репродукции. Ни он сам, ни те, кому он подчиняется, не имеют права требовать, предлагать или делать так, чтобы другие люди – приглашенные или допущенные к созерцанию картины - переступали через эту границу вместе с ними или через них». Поэтому в академической среде учащийся может заявить о своем праве уважать интимную сферу других людей, в том числе и моделей.