Празднуя память апостола Фомы

 Ин 20, 24-29

Сегодня мы празднуем память апостола Фомы…

Фома был одним из числа 12 апостолов. Будучи родом из Галилейского города Пансады, он был рыбаком. Звали его Иудой, а – Фома, что в переводе с арамейского – «близнец», было его псевдонимом.

Интересно, что почти все апостолы имели какие-то дополнительные «говорящие» имена: Симон – Камень, Иуда – Близнец, Иоанн и Иаков Зеведеевы – Сыны Громовы, Симон — Зелот… Возможно, что Иисус нарекал своих учеников этими именами в зависимости от роли или качеств того или другого из них.

По поводу имени «Фома» есть разные мнения. Одно, что Фома был очень похож на кого-то из апостолов или на Самого Христа. Другое, что Иисус его нарек так в связи с его непостоянной двоящейся натурой. (Didumos – от duo = два). Но это- всего лишь гипотезы…

Итак, Фома был одним из 12 самых близких учеников Христа. В Евангелие от Иоанна есть три фразы, приписываемые Фоме.

Первая, когда Христос намеревается отправиться из Галилеи в Иудею, чтобы воскресить Лазаря. В то время иудеи уже искали возможности убить Его. «… Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним». (Иоан.11:16) При том, слова Фомы можно понять двояко… Пойти и умереть с Христом или, возможно он имел в виду то, что в Галилее их ждет смерть, подобно тому, как умер Лазарь . В любом случае слова Фомы звучат горько…

Второй раз голос Фомы звучит на Тайной вечере. Христос говорит, что идет приготовить путь ученикам, чтобы потом снова вернуться за ними. «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Иоан.14:4,5)

И, наконец, в третий раз мы слышим голос Фомы в связи с явлениями Воскресшего. При первом явлении Христа в горнице его не было. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.» (Иоан.20:25) Наконец, Христос является спустя восемь дней и предлагает Фоме удостовериться… На что Фома восклицает: «…Господь мой и Бог мой!» (Иоан.20:28)

По всем этим высказываниям видно, что действительно ему было непросто верить и следовать за Учителем. Но его опыт очень важен для нас. Потому что это – опыт сомнения. Фома сомневался.

Особенно ярко это выглядит на фоне общего ликования учеников. Когда они знают, видели, что Христос воскрес, что ничего не закончилось. Что Царствие Божие только стало ближе! Фома же не может поверить…

Я не думаю, что Фома был какой-то твердолобый или черствый сердцем. Нет, просто он был склонен к скепсису, склонен сомневаться, хотел быть уверен в том, во что верит, чему доверяется.

Плохо ли это? Я бы сказал, что – нет. Я думаю, что легковерие зачастую гораздо хуже… Наверняка было много таких, которые с легкостью были готовы признать в Иисусе из Назарета Мессию, особенно, когда он творил хлеб из ничего, а вино – из воды… Или, когда исцелял и воскрешал из мертвых. Но потом, когда старейшины стали говорить, что Иисус силой князя бесовского творит свои чудеса, возможно, эти же вчерашние поклонники стали хвататься за камни, чтобы побить «лжепророка»…

Легковерие легко превращается в неверие.

Мне же гораздо симпатичней Фома, который сомневается, но продолжает искать… Фома хочет видеть Христа, хочет быть верующим. Несмотря на сомнения, он не покидает Иерусалим, не возвращается в Галилею, чтобы раз и навсегда забыть Галилейского Учителя. Нет, он остается и ждет, возможно молится… Он всего лишь хочет видеть сам, а не слышать со слов других…

Великая и страшная Суббота перед воскресением Христа для Фомы не закончилась. Все были счастливы, только, наверное, и говорили об Учителе и Его воскресении… Но Фома не мог поверить в это, сомнения грызли его сердце. Как, должно быть, одиноко он чувствовал себя среди уверовавших учеников. Я уверен, что он больше всего хотел бы в тот момент разделить их радость, тоже стать счастливым, но пока это было невозможно.

«Если (…) не вложу перста в раны от гвоздей, не поверю…» Да, это звучит резко, даже цинично. Но зато – искренно и дерзновенно. Не думаю, что Христос был не доволен своим учеником, ведь можно сказать, что второе явление в горнице было практически для Фомы…

«…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но – верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:24)

Я сомневаюсь, что Фома тут же бросился проверять раны… Нет, он увидел Учителя, и этого было достаточно, чтобы исповедовать Его Господом и Богом!

В дальнейшем апостол Фома до конца, без остатка отдаст себя возвещению Евангелия о Христе Воскресшем. Из Предания мы знаем, что апостол будет проповедовать в Индии, где и умрет мученической смертью.

Итак, когда придет такое время, что нас будут обуревать сомнения, когда будет недоставать веры – мы можем искать заступничества и молитвы апостола Фомы. Уж он-то, как никто другой знает, что значит -сомневаться…

Источник: www.terramariana.org 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх