В Камбодже католики-кхмеры и католики-вьетнамцы по- прежнему разобщены.
Пном Пенья, 20 июня 2013г. Zenit - Agnuz - Сверкающие огни Алмазного Острова – амбициозный проект камбоджийского правительства на реке Тонле Бассак, где оно собирается построить один из крупнейших в мире небоскребов. Однако, быстрая модернизация столицы Камбоджи еще не скоро коснется этой бедной южной окраины Пном Пеня.
Тоул Танг – это дом для нескольких сотен иммигрантов вьетнамского происхождения. Католическая Церковь активно работает над тем, чтобы их интегрировать в камбоджийское общество, преодолевая сопротивление обеих сторон и сопротивление внутри самой Церкви.
«Несмотря на то, что вьетнамцы живут в Камбодже уже несколько десятилетий, большинство из них плохо говорит по кхмерски , государственном языке «, - говорит отец Ван Те Вин, управляющий местной церковью Св. Марии.
Церковь расположена в конце маленькой немощной улицы, подобно камню, выброшенному из реки. Деревянные дома вокруг церкви часто заполняются, когда на Боссаке случается наводнение.
Вину потребовалось несколько лет на то, чтобы отправить 60 вьетнамских детей в государственные школы Камбоджи. «В начале семьи были категорически против, они не хотели, чтобы дети изучали кхмерский язык», - говорит он.
Враждебность между камбоджийцами и вьетнамцами, даже католиками, существует уже долгие годы. Дедушки и бабушки вьетнамцев ненавидят кхмеров и не хотят, чтобы их семьи имели с ними, что-то общее.
Некоторые вьетнамские католические семьи прибыли сюда еще в 1950-е и 60-е годы, пережили изгнание и последовавшую затем войну. А когда в 1975г.к власти в стране пришел кровавый режим красных кхмеров во главе с Пол Потом, многие из них вынуждены были переезжать с места на место по камбоджийским рекам.
Их последнее поселение,, находившееся на другом берегу реки напротив современного Толл Танга, сгорело несколько лет назад. Расширение Пном Пеня затронуло и их, и теперь они живут в черте города.
Хотя многие из них родились в Камбодже они говорят на малоизвестном диалекте вьетнамского языка и немного по – кхмерски. Ни одна их двух сторон не признает их своими гражданами.
Благодаря стараниям Вина вьетнамские дети в Туол Тонге посещают двухгодичную подготовительную школу при Церкви. «Когда затем они поступают в государственные школы, то уже могут хорошо говорить по-кхмерски и не подвергаются остракизму. Мы хотим дать им шанс на будущее, на интеграцию в общество, в котором они живут», - говорит Вин.
Однако, его старания встречают сопротивление даже внутри местной церкви, так как некоторые католики сомневаются в том, что обе общины смогут интегрироваться полностью.
Согласно сообщения генерального викария Апостольской Префектуры Пном Пеня отца Марио Гецци. Около 2/3 из 30 000 камбоджийцев католиков – это католики вьетнамского происхождения. Около 10 000 из них живут в столице, или пригородах и около 13 000 в этом регионе.
«Если вы смешаете католиков-вьетнамцев и католиков-кхмеров, то через 10 лет больше не будет камбоджийских католиков. Кхмеры начнут мелено отворачиваться от Церкви и в конечном счете исчезнут», - предостерег отец Франсуа Поншо, французский миссионер, проживающий в Камбодже многие годы.
Это он в 1977 г. в своей книге «Камбоджа: Нулевой год» показал миру подлинный масштаб жестокости, навязанной стране красными кхмерами.
До коммунистической революции Камбоджийская Церковь являлась ответвлением Церкви Вьетнама.
Согласно Поншо, к 1970г. Вьетнамцы полностью захватили Церковь Камбоджи. Было невозможно быть кхмером и католиком.
В 1970г. правительство Камбоджи приняло решение изгнать большинство вьетнамцев. «Для нас это был шок, море взбушевалось. Мы должны были начинать с нуля», - вспоминает епископ Ив-Жорж – Рене Рамус, бывший апостольский викарий Пном Пеня до прихода в город красных кхмеров в апреле 1975г.
Затем, в течении 15 последующих лет Церковь в Камбодже угасла. За 4 года правления красных кхмеров погибли все верующие. Миссионеры бежали, а храмы в этой, главным образом буддийской стране, были разрушены, или использовались для других целей. Когда в начале 1979г. вторгшаяся вьетнамская армия изгнала Пол Пота из Пном Пеня, положение в стране начало стабилизироваться. Однако, у Церкви почти не было возможности возобновить свою деятельность, так как на периферии продолжались бои и вьетнамцы оставались в стране целое десятилетие. И только когда в 1990г. Вьетнам вывел свои войска, Церковь начала восстанавливаться, принимая определенную кхмерскую идентичность.
Еще и сегодня литургии проводятся исключительно на кхмерском языке, несмотря на то, что большинство католиков вьетнамцы.
В прошлые годы были попытки «ревьетнамизации» Церкви и старания отца Вина по интеграции вьетнамской общины Туол Танга в Церкви и общество в целом – это часть этого процесса.
Отец Гецци считает, что разделение сторон – результат недавнего конфликта между Камбоджией и Вьетнамом может быть преодолено только в том случае, если Церковь здесь станет полностью единой.
«Я согласен с тем, что литургии должны проводиться на кхмерском. Умиротворить обе общины можно не взирая на язык литургии. Преодолевая внутренние противоречия, Церковь должны стать пророческим знаком для всего общества», - сказал он.
Отец Вин соглашается: «Мы живем в новую эпоху. Конечно, пожилым кхмерам и вьетнамцам трудно привыкнуть к новому времени, однако, для молодых людей война уже в прошлом».
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz