Теолог считает, что преследования первых христиан – это миф. Гонения продолжались незначительное количество лет.

  USANEWS, 10 июня  2013г.  Zenit - Agnuz  -  Кандида  Мосс – католичка, выросшая в Англии и уверенная в жизни. В детстве в церкви ей часто говорили о том, что христиане с самого своего появления подвергались гонениям. Сейчас, став теологом, она хочет выяснить этот вопрос. В своей, недавно опубликованной книге «Миф о Преследовании»: Как первые христиане придумали историю мученичества» она утверждает, что этот печальный факт, так волнующий современных христиан, всего лишь выдумка.

Она пишет, что несмотря на широкое распространение антихристианских предрассудков в первые 3000 лет гонения на христиан  были редким явлением и продолжались недолго.
Мы попросили Мосс профессора Нового Завета и раннего христианства Университета Нотр-Дам рассказать о страданиях первых христиан и о том, как этот факт используется в наше время. Интервью опубликовано полностью.
 
Вопрос: Вы утверждаете, что современный миф о преследованиях христиан уходит своими корнями в древний миф. При этом Вы ссылаетесь на Плиния, римлянина жившего в I-IIвв. и управляющего территорией, входящей сегодня в состав Турции. Почему именно на Плиния?
 
Ответ: Плиний – первый римский чиновник,  оставивший  сообщения о христианах. В письме к императору Трояну он пишет: «Что я собираюсь делать с ними?» Они не делают ничего плохого, но когда оказываются в суде, то становятся очень упрямыми». Подобное обвинение в Римской империи стоило бы вам жизни. У Плиния  есть и другие аргументы: христиане не приобретали мясо, ассоциируемое с римскими храмами. Он считает, что христиане – это не религиозная группа, в люди, склонные к предрассудкам, которые римляне воспринимали как разновидность сумасшествия, способную распространяться подобно болезни.
Плиний и Троян сходятся в том, что на христиан не будет покушений, но если они окажутся в суде и поведут себя строптиво, тогда он даст им три шанса отказаться от Христа и принести жертву в римском храме – Если они откажутся, то будут казнены.
Я не утверждаю, что сообщение Плиния достоверно, однако, оно сильно отличается от тех историй о гонениях на христиан, которые мне рассказывали в детстве.
 
Вопрос: В разве  это не гонение? На них не покушались, но, если они представали перед судом, то, скорее всего их ожидала смерть.
Ответ: Ну, разве это гонения? Я бы сказала, что многое зависело от везения, но я не считаю, что было справедливо. В те времена в Риме считалось незаконным  принадлежать к тайному обществу, или проявлять непокорность по отношению к судье. Христиан преследовали не за признание Троицы, а за нарушение закона.
Я хочу понять, исходя из древней римской точки зрения, что за проблема была с христианами.
Римляне были терпимы ко многим религиозным группам. Они выступали против них только в тех случаях, когда считали, что они представляют опасность. А христиане  говорили о своем новом императоре Христе. Они говорили о своем неуважении к римскому правительству. Многие из них отказывались служить в армии. Их деятельность была разрушительной. Но в том мире религиозная свобода не была правом, тогда еще просто не существовало такой концепции.
 
Вопрос: Критика Вашей книги – даже если они соглашаются с тем, что в Риме не было согласованной, длительной  компании по искоренению и истреблении христиан – утверждают, что, тем не менее, для них это было мрачное, опасное время. Имеет ли это какое-нибудь значение?
Ответ: Ситуация была ужасной и нам следует быть внимательными при ее изучении, однако здесь необходимо делать различия. Император Деций (который в III в. требовал чтобы каждый в империи приносил жертвы его божественному духу) не знал, что его эдикт будет означать дл христиан. Он не пытался нападать на них. В сущности, он просто пытался укрепить Римскую империю.
В наши дни католики принимают очень близко к сердцу позицию администрации Обамы по отношению к контрацепции. Президент Обама не желает обижать католиков и христиан в целом. Он лишь заботиться о продвижении здравоохранения. Католики могут не соглашаться с ним, но если он не нападает на католиков и мы верим в то, что его волнует вопросы здравоохранения, мы можем продолжать с ним дискуссию. 
Между католиками епископами и администрацией Обамы было много различных противоречий. Однако, ситуация в этой стране отличается о тех стран, где нет правосудия и христианам запрещено иметь Библию и ходить в Церкви.
 
Вопрос: Кто зарабатывает на мифе о преследованиях христиан?
Ответ: Когда люди говорят, что их преследуют в современной Америке, я думаю, что это опасно. Я говорю о каждом от Рика Санторума до Митта Роумни и католических епископов, а Билл О’Рейлу говорит о войне на Пасху. Проблема заключается  в том, что это нарушает диалог. Преследователи не имеют разумных жалоб и поэтому вы не можете вести продуктивный  диалог. Но вы можете с кем-то не соглашаться по вопросам ваших религиозных верований, не обвиняя их в преследовании.
Если вы говорите, что они преследуют вас, то вы, по существ, обвиняете их в совместных  действиях с Сатаной.
 
Вопрос: Вы собираетесь убежать людей подобных  Билу О’Рейли перестать говорить о том, что американские христиане подвергаются преследованиям?
Ответ: В книге я пытаюсь говорить не о спорных вопросах, а о риторике. Я провожу примеры людей переставших верить и я критикую их. Мы все должны посмотреть причины и сказать: «Я не собираюсь так поступать Я хочу думать о том, что у людей добрые намерения». Только в этом случае у вас будет действительно продуктивный диалог с людьми.
 
Вопрос: Но Вы верите в то, что сегодня в мире действительно имеют место преследования христиан?
Ответ: Да, конечно. Это ситуация «мальчика, воющего волком». Одна из причин того, что мы их не слышим, это то, что все крики всеобщие.
Мы должны слышать истории о христианах в других частях мира, мы должны быть уверены в том, что вместо разговоров о всемирной войне против христианства – что делают многие христианские и католические журналисты – мы будем рассказывать истории о христианах так, что это не будет провоцировать насилия к другим преследуемым группам.
Например, христиане живут в очень трудной ситуации в Китае. Но отношение китайского правительства к религиям вообще – это небольшая часть глобальной войны против христианства. Если мы будем говорить только о войне против христианства, то мы предадим такой народ, как Фалун Гонг, подвергающийся в Китае сильным гонениям.
 
Вопрос: Люди использую возбуждающую риторику для того, чтобы все время выигрывать. В том что касается религиозной возбуждающей риторики, есть ли здесь что-нибудь хуже, чем  возбуждающая риторика вообще?
Ответ: Проблема религиозной риторики, если мы говорим о битве между Богом и Сатаной, заключается в том, что ставки здесь намного выше. Если мы будем говорить: «Бог требует, чтобы ты это сделал», то диалог не получится, потому что религия -  это своего рода молниеотвод и поэтому когда бы ни говорили на темы религии, или использовали религиозные выражения, мы должны быть особенно чувствительны к силе этих понятий.
 
 
 
 
                                                                                                                                                                               
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz
Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх