Пекин ужесточает процесс отбора «официальных» епископов.

 Пекин, 31  мая  2013г.  Zenit - Agnuz  -  Новое постановление китайских властей уже несколько месяцев циркулирующее в китайских церковных кругах, встревожило наблюдателей Католической Церкви в Китае. Опасения подтвердились после того, как в апреле постановление было одобрено Пекином.

Новое  постановление предусматривает расширение полномочий Пекина и усиление контроля со стороны центральных органов за жизнью епархий и особенно «официальной» Епископской Конференции, находящейся в полном подчинении китайским властям. В новом постановлении содержится 16 пунктов и оно более детализировано по сравнению с постановлением 1993г., в котором было всего 6 пунктов.
Постановление было размещено 24 апреля на официальном сайте Католической Церкви Китая (Патриотический Ассоциация и «официальная» Конференция).
В новом постановлении оговаривается, что в случае вакансии епископской кафедры, или необходимости избрания нового главы епархии, для начала процесса избрания епархии необходимо получить согласие как Епископской Конференции, так и Бюро по делам религий в Пекине с тем, чтобы рукоположение нового епископа было действительный. В нем также уточняется порядок формирования епархиальной комиссии, на которую возлагается функция избрания нового епископа, и порядок ее работы.
Старое постановление  также требовало от епархиальных священников докладывать о комиссиях в органы контроля за Церковью, однако это требование  действовало  только на уровне провинции. При отсутствии особого давления со стороны Пекина местные органы контроля могли закрывать глаза на то, как в  епархии осуществляются выборы нового епископа, так как местные церкви поддерживали с ними хорошие отношения. Отныне, по мнению наблюдателей, подобная практика станет невозможной.
Кроме того, в новом постановлении вновь указывается на то, что китайские епископы обязаны поддерживать Коммунистическую Партию Китая и защищать социалистическую систему на местах. Это обязательство уже присутствует в клятве, произносимой новым епископом во время его рукоположения.
Энтони Лам Суй-ки, специалист по данным вопросам из Исследовательского Центра Св. Духа в Гонконге, считает что новое постановление представляет собой регресс и блокирование процесса нормализации деятельности Церкви в Китае.
Что касается причин, побудивших Пекин ужесточить правила рукоположения епископов в Католической Церкви, то аналитики связывают их с действиями некоторых молодых священников, ставших епископами «официальной» Церкви  и выступивших против контроля правительства за деятельностью их епархий.
Например, монсеньор Джозеф Сун Йиген, епископ-коадьютр из епархии Хандана (Хебей) был рукоположен тайно 21 июня 2011г. за 8 дней до официально установленной даты с тем, чтобы избежать рукоположения епископом, не состоящим в единении с Римом. Или случай монсеньора Таддеуса Ма Дацина, который на мессе по случаю своего рукоположения 7 июля прошлого года в соборе Шанхая уклонился от рукоположения нелегитимным священником, находившимся у алтаря, и объявил о своем выходе из Патриотической ассоциации китайских католиков.
Пекин, строго следящий за тем, чтобы на каждом рукоположении среди рукополагающихся епископов обязательно  присутствовали  нелегитимные епископы, постарается новым постановлением установить полный контроль за отбором и рукоположением епископов. Наблюдатели отмечают, что новое постановление станет зеркалом деятельности Всеобщей Церкви.
В то время как Рим после церемонии рукоположения посылает новому епископу епископский перстень и епископский крест, новое постановление оставляет за Пекином право решать, в случае, если церемония рукоположения прошла  согласно его инструкций, может ли епископ рукоположенный в Китае возглавить епархию.
Согласно сообщения Агентства «UCANEWS», Квун Пинг-хунг, уже долгое время  занимающийся вопросами Церкви в Китае, считает, что новое постановление вынудит некоторые епархии (в официальной части Церкви) посвящать своих епископов тайно во избежание присутствия нелегальных епископов (то – есть не единых с Римом) на церемониях рукоположения епископов, одобренных Ватиканом.
Если данное постановление  с одной стороны является новым свидетельством ухудшения отношений между Китаем и Св. Престолом, то с другой, по мнению  Энтони Лам Суй-ки, он служит возможностью для епископов, одобренных Ватиканом, демонстрировать свое мужество и отсутствие страха перед властями.
Об этом же говорил Папа Франциск 22 мая на традиционной общей аудиенции по средам. Впервые публично поделившись своими размышлениями на тему Китая, Пап Франциск напомнил  о 24 мая, Дне молитвы о китайских католиках, учрежденном его предшественником  в 2007г. Прочитав отрывки из молитвы к Шешанской Богоматери, написанной Бенедиктом XVI в 2008г., он попросил Деву Марию оказывать поддержку католикам Китая, усиливать любовь и участие Церкви, следующей в Китае по пути Всеобщей Церкви.
«Пусть их усилия и трудности приобретают в глазах Господа большую ценность», - сказал он, завершив свой призыв следующими словами: «Богоматерь Шешаня, поддерживал усилия тех, кто в Китае, несмотря на ежедневные трудности, продолжает верить, надеяться и любить, чтобы они никогда не боялись говорить миру об Иисусе и Иисусу и мире».
Вечером, после своего избрания на престол Петра, Папа Франциск принял из рук кардинала Джона Тонг Хона, епископа Гонконга, маленькую бронзовую статуэтку Шешенской Богоматери, копию статуи, находящейся в мариинском сантуарии недалеко от Шанхая. В последующие дни Папа сказал, что  поставил эту ситуацию в своей комнате и что он, ежедневно молясь о Церкви  Китая, произносит следующие слова: «Церковь Китая – в моем сердце».
 
 
 
  
 
   Перевод: Католическая информационная служба Agnuz

 

 
 
Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх