Монсеньор Джин Лусиань.

 Китай,  6 мая 2013г.  Zenit - Agnuz  -  Родившийся в 1916г. в Шанхае в семье считавшейся католической на протяжении 10 поколений Алозиус Джин очень рано потерял родителей. Его мать умерла, когда  ему было 10 лет, а в 14 он лишился и отца. Когда ему было 18 лет, умерла его единственная сестра. Родители определили его в школу к иезуитам, где он и получил образование. Более того, формировался он в основном среди французских членов конгрегации и поэтому французский стал его вторым языком после родного шанхайского диалекта китайского языка.  А впоследствии он также выучил китайский литературный язык. В 1938г. в возрасте 22 лет он вступил в Орден иезуитов. «Я потерял всех своих родных и тогда решил стать солдатом Бога», - так позднее он объяснил свое решение.

Вскоре, 8 декабря 1939г. Папа Пий XII снял большую часть запретов, препятствовавших китайским христианам практиковать культ предков и конфуцианские обряды, положил тем самым конец «войне обрядов» начавшийся в середине XVII в. Несмотря на трудные времена, наступившие после японского вторжения и развязывания Второй мировой войны, Китайская Церковь продолжала свое строительство.
В 1946г. Папа Пий XII установил церковную иерархию в Китае, что стало свидетельство зрелости этой общины после многих веков миссионерского присутствия. Однако в стране началась гражданская война, завершившаяся в 1949г. победой коммунистов и бегством националистов на Тайвань. Монсеньор Робери, тогдашний папский посол в Китае а также большинство епископов считали националистов, несмотря на коррумпированность их режима, меньшим злом по сравнению с коммунистами. Напротив, определенное число китайских католиков, среди которых был и молодой Алозиус Джни, выросший в системе на которой лежала печать колониализма, восприняло победу Мао Цзе Дуна, как возвращение Китаю независимости. И эти католики оказались перед дилеммой. Во время своей поездки в Германию в 1987г. монс. Джин сказал, что оставаться католики означало тогда не быть китайцем».
В те годы молодой Алозиус Джин находился не в Шанхае. В 1945г. он был рукоположен в священники, а в 1947г. уехал во Францию продолжать свое образование, где он учился у Анри де Любака. В 1949г., находясь уже в Риме, где он готовил докторскую диссертацию по теологии в Грегорианском Университете , он подружился с Альбертом Декуртреем, будущим примасом Де Голя. А в Китае новый режим начал изгонять иностранных миссионеров и ограничивать религиозные свободы. Несмотря на это, молодой священник получил от своих суперьеров разрешение вернуться в Шанхай, где он возглавил большую семинарию в Шешване. Вернуться в страну и помогать своим братьям католикам было для него требованием
времени, когда миссионеры изгонялись, а над  верующими издевался новый режим, который  постарался быстро разделить католическую общину для того, чтобы было легче ее уничтожить.
В январе 1951г., когда отец Джин прибыл в Шанхай, коммунистическая машина подавления начала свою работу. В восточной метрополии, которая для новых хозяев страны была символом компромисса с «империалистами», католическая община, насчитывавшая 120 000 членов, подозревалась в противостоянии революции. Церковь Шанхая под руководством своего епископа монс. Игнатиуса Кунг Пин-мея, также иезуита, оказывала сопротивление. Епископ был уверен, что коммунисты продержаться недолго, и что в ожидании возвращения к власти националистов, считал, что коммунисты прочно удерживают власть и что необходимо сплотить Церковь вокруг китайских епископов так, чтобы она смогла выжить в условиях иностранных миссионеров, депортированных из страны.
В ночь с 8 на 9 сентября 1955г. многие священники были задержаны и оказались в тюрьмах. Были арестованы монс. Кунг, отец Джин и еще 300 священников, монахов и мирян. Сотни других были арестованы позже. В течении 4,5 лет отец Джин содержался в одиночной камере, почти ежедневно подвергался допросам. В 1960г. суд приговорил его к 18 годам тюремного заключения за «контрреволюционную деятельность». Монс. Кунг был признан виновным в измене родине и приговорен к пожизненному заключению.
Именно в это время появились слухи и свидетельства о том, что отец Джин якобы «слишком много говорил», находясь в руках полиции. Однако, эти слухи никогда так и не были подтверждены. В 1973г. отец Джин вышел из тюрьмы, но не получил свободу. Учитывая его знания многих языков, он был вынужден работать переводчиком в различных учреждениях в полусвободном режиме. Эта работа продолжалась до 1982г., когда благодаря политике открытости Ден Сяотина в стране начались реформы.
В 1982г. в епархии Шанхая было 2 епископа: монс. Кунг Пин-мей, который по прежнему находился в заключении и Алозиус Джанг Джиашу, 90 летний иезуит, который поддался давлению коммунистов и был рукоположен в 1960г. без мандата папы. Тогда же Компартия подготовила «Документ 19», в котором она теоритизировала свою религиозную политику. Религии объявлялись историческим явлением, которое должно исчезнуть после победы социализма. Тем временем необходимо принимать меры для укрепления патриотического характера китайских религиозных учреждений и обеспечения х независимости от заграницы. Этими мерами предусматривалось открытие больших семинарий для подготовки нового поколения священников-патриотов. Отцу Джину было поручено открыть семинарию в Шешане.
Согласие отца Джина возглавить семинарию было воспринято негативно, особенно иезуитами, перебравшимися на Тайвань, которые стали считать, что он служит коммунистам. Позиция Рима также была не очень позитивной, особенно после того, как в январе 1985г. отец Джин без папского мандата был рукоположен в епископы-помощники и объявлен потенциальным преемником монс. Джанга.
Двойственность позиции, занятой тогда отцом Джином никогда не будет устранена полностью. Позднее монс. Джин объяснит, что, учитывая вездесущность коммунистов, было невозможно работать подпольно, и что в годы, когда Китай отправлялся от Культурной Революции (1966-1976), стояла задача восстановления Церкви. Различным посетителям он объяснит свое душевное состояние, цитируя Евангелие от Матфея: «будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби».
Действительно его деятельность во главе епархии Шанхая, которую он возглавил после смерти монс. Джанга в 1988г., значительна. Возобновив контакты с заграницей, он обращался к различным лицам и письмами, написанными на их языке и добывал средства для реставрации своего собора, церквей епархии, восстановления семинарий и подготовки священников. После шести поездок в Пекин в 1988г. он добился разрешения властей на то, чтобы в каноне мессы католики могли молиться о папе. Он также добился разрешения на проведение в Шанхае литургической реформы, подготовленной  IIВатиканским Собором, осуществление которой в Церквях Китая было запрещено коммунистами с целью укрепления независимости Китайской Церкви от Святого Престола. 30 сентября 1989г. в соборе его епархии впервые была отслужена месса на китайском языке (а не на латыни) по новому миссалу. Мессу отслужил отец Джозеф Цен Це-кьюн, уроженец Шанхая, будущий епископ и кардинал Гонконга.
Долгое время монс. Джин страдал из-за непризнания Римом его легитимным епископом Шанхая. Монс.Кунг, вышедший в 1986г. из тюрьмы, с 1988г. жил в эмиграции в США и воплощал собой сопротивление «подпольных» католиков, в отличие от компромисса, на который пошли «официальные» католики. Его смерть в 2000г. позволила разблокировать ситуацию. Преемником  монс. Кунга в Шанхае стал монс. Фан Джонглиан, также иезуит. По требованию Рима монс. Джин и монс. Фан, оба 80 летние, договорились об общем преемнике. Монс. Фан страдал болезнью Альцгеймера  и в Рим приехал кандидат монсеньора Джина, который был принят папой и утвержден Пекином. В июне 2005г. монс. Джин, рукоположение которого в епископы тем временем было узаконено папой, рукоположил Джозефа Синг Венджи в епископы-помощники Шанхая, назвав его перед всеми своим преемников. Святой Престол не выступил против этой церемонии и потому это означало, что отныне монс. Джин Лусиань перед всем миром един с папой. В сентябре монс. Джин был назван в числе 4 популярных епископов Китая, которых Бенедикт XVI лично пригласил принять участие в Синоде по Евхаристии (Пекин не разрешил ни одному из епископов поехать в Рим).
Однако, радости монс. Джина, признанного Римом и обладавшего статусом неоспоримого главы Церкви в Шанхае, по поводу наличия у него гарантированного преемника была недолгой. Молодой епископ-помощник монс. Синг в начале 2012г. ушел в отставку. (До сих пор неизвестны  настоящие причины его отставки). Вместо него монс. Джин назначил молодого шанхайского священника отца Тадеуса Ма Дакина. 7 июня 2012г. почле мессы по случаю рукоположения в епископы монс. Ма объявил о своем выходе из Патриотической Ассоциации китайских католиков, продемонстрировав тем самым свой отказ от политики контроля над Католической Церковью со стороны коммунистического режима. В тот же вечер он был задержан и помещен в охраняемую резиденцию на территории семинарии в Шешане, где он продолжает оставаться до настоящего времени, не имея возможности осуществлять свое служение.
В июле 2012г. в интервью американскому иезуитскому изданию «IgnatiusInsight» монс. Джин сказал: «Я родился в папство Бенедикта XV и умру, вероятно, в папство Бенедикта XVI. Таким образом, моя жизнь окаймлена двумя  хорошими папами и я смею надеяться, что и я был хорошим епископом». Тогда он не мог предвидеть отставку Бенедикта XVI также как и то, что тот, кто будет назван его преемником не сможет возглавить его похоронную мессу, так как будет содержаться под надзором режима, который не понимает, что религии могут организовываться независимо от его контроля.
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                                                                 Перевод: Католическая информационная служба Agnuz
 
Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх