Церковь должна быть подобной Луне, отражающей Солнце.
Гонконг, 2 апреля 2013г. Zenit - Agnuz - Почему иезуит Хорхе Марио Бергольо выбрал имя «Франциск»? Какие духовые черты Св. Франциска хочет воскресить в памяти Понтифик? Каким образом францисканские манеры Папы изменят Церковь? Где проявляется иезуитское образование? Чтобы ответить не эти и другие вопросы «ZENIT» взял интервью у отца Пьетро Месса, декана Высшей Школы средневековых и францисканских исследований Папского Университета «Антонианум» в Риме.
Как Св. Франциск откликнулся на призыв Господа восстановить Церковь? Какие проблемы Церковь должна была решать во времена Св. Франциска и с какими проблемами она сталкивается сегодня?
Отец Месса: А географы сообщают, что однажды, когда Св. Франциск находился в Церкви Сан Домиано, упавшее распятие призвало его восстановить гибнущую Церковь. Однако, в их сочинениях нечего не говориться о реформировании Церкви. Главная тема этих сочинений – призыв жить согласно Святого Евангелия, следуя примеру Господа Иисуса Христа, путем буквального соблюдения требований Писания. Таков был выбор Св. Франциска и Братьев Меньших. Проживая жизнь, таким образом, мы можем сказать, что предположительно реформирование Церкви станет результатом коллатерального действия.
Бенедикт XVI говорил о необходимости эссенциализации, то - есть углубления в сущности, что он разъяснял в своих трех книгах об Иисусе. Он хотел сказать, что Церковь, которая постоянно говорит о себе, никому неинтересна. Папа Франциск напоминает образ, который был дорог и его предшественнику, то – есть таинства Церкви, призванной отражать свет Христа в истории подобно Луне, которая сияет в ночи, отражая свет солнца.
Что имел в виду Св. Франциск, когда говорил о бедной Церкви, и что имеет в виду Папа Франциск, когда призывает к скромной Церкви, открытой для бедных? Это одно и то же, или два различных призыва?
Отец Месса: Свю Франциск никогда не говорил ни о скромной Церкви, ни о том, что она должна быть открыта для бедных. В сущности, Церковь для него – это место Слова и Евхаристии. Если от себя и от монахов он требовал жить согласно предписаний Евангелия, то от священников он требовал служить согласно предписаний Церкви. Эти вещи кажутся незначительными, однако, они демонстрируют большую ясность. Что касается папы Франциска, то я пока е могу ничего сказать, так как я его еще недостаточно знаю. Несомненно будет интересно узнать как, благодаря каким сочинениям, францисканский элемент вошел в его сознание и духовность, и каким видится ему Св. Франциск.
Чем отличается практика смирения и милосердия иезуитов от соответствующей практики францисканцев.
Отец Месса: Иезуиты и францисканцы – это широкие понятия, что по схоластическим причинам они могут хорошо функционировать. На самом деле различия, порождаемые временем и территориями существуют между самими членами каждого из орденов.
Можно сказать, что сейчас, после призыва II Ватиканского Собора вновь открыть для себя харизму основателей, оба ордена обратились к своим корням, извлекая из них сильную евангельскую коннотацию и, как вследствие этого, в настоящее время неудивительно видеть на обрядах иезуитов Братьев Меньших , или иезуитов восхищающихся Св. Франциском.
Обращение Св. Игнатия произошло под влиянием чтения историй святых. Основателя ордена иезуитов особенно поразила история Св. Франциска. Что общего между Св. Игнатием и Св. Франциском?
Отец Месса: Каждый святой есть синтез между Евангелием и историческим контекстом, в котором он находится. Св. Франциск и Игнатий ди Лойола жили в разное время и поэтому их синтез различен. Естественно, в обоих присутствует огромное желание оберегать сущность христианской веры, то – есть преданность Иисусу. Поэтому становится понятным почему они оба обратились на Восток, к Земле Иисуса, пытаясь побудить человечество к размышлениям о нем и найти способы запечатлеть его присутствие в истории.
Не кажется ли Вам парадоксом то, что именно Папа Братьев Меньших Конвентуальных Клемент XIV принял решение распустить орден Иезуитов? Что Вы можете по этому поводу сказать?
Отец Месса: история сложна и противоречива до такой степени, что иногда кажется абсурдом. Понятна потребность человека упрощать, однако, если это приводит к искажению реальности, то это плохой результат. Времена Клемента XIV видели противоречия между Церковью и гражданскими властями, приводившие к различным последствиям, одним из которых был роспуск иезуитов.
Люди в восторге от нового Папы в то время, как в некоторых церковных кругах отмечаются опасения относительно чрезмерного внимания человеческому аспекту в ущерб сакральному. Что Вы об этом думаете?
Отец Месса: Появление опасений понятно. Попытка абсолютизировать какой – то один аспект реальности присутствовали всегда, а не только сейчас. Жестами или словами какого–нибудь определенного человека всегда стремятся получить то, чего желают больше. Многие напоминают о евангельском блаженстве, но есть также и призывы, больше не грешить, или увещания типа «горе вам»! Также и папа Франциск произносит сердечные слова, в его обращении к дипкорпусу прозвучало предостережение об опасности «диктатуры релятивизма» и утверждение, что без правды нет подлинного мира. Часто случается, что по реакции одной крайности напыщенно соответствуют противоположный аспект. Подобная абсолютизация часто ведет к унитаризму, а лучшим противоядием от него служит единая вера, которая есть веры в Иисуса и в которой сходятся человечество и божество, земля и небо. Молитва и милосердие.
Почему еще ни один папа до сих пор не выбрал имя Франциск? И какие францисканские черты Вы видите в новом Папе?
Отец Месса: Действительно «Франциск» - новое папское имя, также, как и Иоанн Павел, которое было выбрано впервые кардиналом Альбино Лучани в 1978г. и которое является соединением имен предыдущих понтификов Иоанна XXIIIи Павла VI. Начиная с 913г. с папы Ландона существовала традиция, согласно которой никто не принимал новое имя, в выбор имени одного из предшественников говорил об образцовом служении носившего его преемника Петра. Что касается Папы Франциска, то его выбор есть призыв к солидарности, простоте, радости и, я бы добавил способность сочетать, говоря словами Св. Франциска, честную веру, определенную надежду и идеальное милосердие. Время покажет. Сейчас следует пожелать, чтобы большой эмоциональный интерес превратился в желание узнать больше о Св. Франциске. Было бы ужасно, если бы Св. Франциск превратился в нового Санта Клауса. Поэтому, в целях более глубокого изучения этого вопроса прежде, чем обратиться непосредственно к францисканским и кларианским источникам, целесообразно прочитать следующую книгу: PaoloMartinelli«Dammifedediritta. ConFrancescod’Assisiperricominciareacredere». (Assisi 2012).
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz
�е� s��P1�?особенно, монотеистические - ислам и иудаизм.
Вопрос: Как отозвались в Вас и Вашей общине слова Папы о том, что «он приветствует всех мусульман, поклоняющихся единству живому милосердному Богу и взывающих к нему в молитвах». В сущности, это – признание другого ислама отличающегося от того, который на Западе часто порождает страх, потому что смешивается с такими элементами, как, например, интегрализм.
Ответ: Я думаю, что эта рука, протянутая мусульманам, вызвала в исламских общинах, особенно в исламской общине Италии, которую я знаю лучше, позитивную реакцию. Ко мне поступает информация со всего исламского мира, которая говорит о том, что мусульмане очень верят в то, что с Папой Франциском можно будет хорошо работать. И я думаю, что это не просто пожелание, так как папа начал работать. Необходимо, чтоб и другие протянули ему руку и помогли идти в этом направлении, особенно католическая и вообще христианская община всего мира. Одним словом я могу сказать, что с Папой Франциском открываются новые выгодные перспективы, которые обещают преодолеть бездействие, порождаемое подозрительностью и недоверием… Я думаю, что сегодня Папа Франциск открыл новый путь и поэтому нужно следовать за ним.
Вопрос: Нам бы хотелось получше узнать мусульманский мир и, прежде всего, мусульманскую общину Италии. Что мусульманские общины делают для бедных, для достижения мира?
Ответ: Я думаю, что у нас одни и те же вызовы. Мы знаем, что негативные последствия экономического кризиса, затронувшего всех, но прежде всего мусульман, так как большинство из них – это иммигранты, ощущаются все больше. Поэтому, необходимо срочно разработать программу для облегчения страданий людей. В данный момент мы, как община, не имеем организации аналогичной «Caritas», и тем не менее каждое культовое место строится помогать бедным и не только в нашей общине, но и во всей Италии. Солидарность между мусульманами есть религиозный долг: имущие должны помогать тем, у кого нечего нет. Таким образом религия побуждает нас к солидарности и сотрудничеству. Я хочу сказать, что я очень верю и надеюсь на то, что в ближайшие месяцы поезд, которому папа Франциск дал дорогу, отправится в путь, чтобы мы вместе двигались в правильном направлении.
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz