Эхо избрания Папы в исламском мире. Интервью с маронитским патриархом Ливана Бешара Бутросом Раи.
Гонконг, 2 апреля 2013г. Zenit - Agnuz - Один из активных промоторов диалога между христианами и мусульманами на Ближнем Востоке маронитский патриарх Ливана Бешара Бутрос Раи, с удовольствием дал интервью нашему агентству, в котором прокомментировал реакцию исламского мира на избрание Папы Франциска. Раи – влиятельная фигура в Стране Кедров – стал кардиналом по воле Бенедикта XVI в ноябре прошлого года и по поручению папы Ратцингера возглавил группу молодых ливанцев, которая подготовила текст медитации, читавшейся во время традиционного Крестного Пути в Страстную Пятницу в Колизее.
Патриарх, как христиане Ближнего Востока восприняли избрание Папы Франциска?
Патриарх Раи: За появлением белого дыма следили в прямом эфире все радио и телевизионные студии Ливана и других арабских стран. Новый папа сразу же завоевал симпатии и вызвал энтузиазм в сердцах христиан Ливана, и других арабских стран, которые желают иметь лидера, способного через международные инстанции способствовать установлению мира и братского мирного сосуществования, в этих странах, особенно в Сирии, Египте и Ираке, которые подвергают сегодня суровым испытаниям.
И среди мусульман Ближнего Востока?
Патриарх Раи: Новость об избрании Папы Франциска была воспринята позитивно умеренными мусульманами как в Ливане, так и в других арабских странах без различия между суннитами, шиитами и друзами.
Еще не зная хорошо нового папу, мусульмане также как и христиане возлагают на него большие надежды и видят во главе Церкви харизматичную личность, вызывающую уважение и внушающую доверие, потому, что два визита последних Пап в Ливан и другие арабские страны произвели хорошее впечатление на мусульман и оказали положительное влияние на их умы. Они отметили, что Папа является мирным человеком, призывающим только к примирению, диалогу, молитве и уважению достоинства человека, и открыто осуждающим все формы насилия, войны и разрушения.
Как было воспринято имя «Франциск»? Внушает ли оно доверие и надежду? Напоминает ли оно каким-нибудь образом встречу Св. Франциска с султаном Маликом аль Камиль вблизи Дамьетты в Египте в 1219?
Патриарх Раи: Большинство мусульман (также как и христиане) слушая и читая комментарии относительно значения имени «Франциск», которое несомненно имеет отношение к Св. Франциску, очень высоко оценило выбор этого имени. Оно ясно указывает на программу Понтификата, уделяющей особое внимание бедным, маргинальным и наиболее нуждающимся в обществе, а также исламско-христианскому диалогу. «Франциск» - это имя демонстрирует большую открытость для диалога с мусульманским миром по примеру Св. Франциска, который встретился с султаном в Египте для того, чтобы попытаться предложить мирный братский диалог в качестве средства разрешения конфликта. Св. Франциск известен в мусульманском мире также благодаря межрелигиозным встречам в Ассизи, которые начали проводится по инициативе Блаженного Иоанна Павла II. Поэтому программа понтификата нового папы, с самого начала отмеченная именем «Франциск», внушает надежду и уверенность.
В своем выступлении в пятницу 22 марта перед Дипломатическим корпусом Папа Франциск среди прочего сказал: «Важно активизировать диалог между различными религиями. Прежде всего я думаю о диалоге с Исламом. Я очень оценил присутствие на Мессе по случаю начала моего служения многих граждан и религиозных деятелей из исламского мира». Считаете ли Вы, что эти слова будут подкреплены конкретными действиями, направленными на укрепление всего того, что объединяет, а не разделяет?
Патриарх Раи: Значительное присутствие глав государств и делегаций из исламского мира на Мессе по случаю начала понтификата является четким отражением их желания открыться для Церкви в целом и для мирной политики Ватикана, уже хорошо известной в мусульманском мире. С другой стороны, я уверен, что за словами Папы последуют конкретные действия. Я также уверен в позитивной реакции умеренных мусульман на любую инициативу, связанную с диалогом и взаимопониманием. Несомненно, то, что Папа Франциск придаст новую силу и новый масштаб Папскому Совету по межрелигиозному диалогу.
Группа молодых ливанцев подготовила под Вашим руководством текст медитации во время Крестного Пути это года. В тексте много говорится о страданиях народов ближнего Востока. Можно ли быть уверенным в том, что многие молодые люди на Ближнем Востоке преодолевают атавистическую ненависть и пойдут, наконец, по пути мира? Или сегодня это все еще иллюзия? Встают ли молодые поколения ливанцев на путь диалога и мирного сосуществования, базирующийся на общих ценностях, или же также и они демонстрируют свои обиды и недоверие?
Патриарх Раи: Молодые ливанцы выразили в подготовленном ими тексте медитации Крестного Пути свои проблемы и страдании своей страны и стран Ближнего Востока, а также выразили надежду на будущее, потому что нет смерти без воскресения для тех, кто верит в Господа. Слава хороший опыт мирного сосуществования, что является общим для них и объединяет их. Они пошли по правильному пути после того, что им пришлось выстрадать во время войны в Ливане и поэтому отныне они способны преодолеть любые обиды и любое недоверие. Мы надеемся, что будущие времена и политики своими проектами войн, разрушений и разделений не заглушат эти надежды, появившиеся в сердцах молодых людей.
Группа из 45 молодых ливанцев прибыла в Рим, чтобы принять участие в Крестном Пути, в Колизее, который возглавил Святой Отец. Их размышления были опубликованы в брошюре на арабском и французском языках и будут использоваться в наших приходских Церквях в Страстную Пятницу.
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz